Суицид в сети: кибербуллинг и «группы смерти»

Почему подростки идут на суицид и какова в этом роль интернета и социальных сетей. Об этой непростой теме говорим с известным психиатром Тиной Берадзе.

Тина Берадзе - известный врач-психиатр, психотерапевт, медицинский психолог, член Ассоциации выпускников Медицинской школы Гарвардского университета, глава Наблюдательного совета международной благотворительной организации «Инициатива за психическое здоровье». Доктор Тина имеет большой опыт работы в США, Австрии, Грузии и Украине. Автор научных и популярных статей, лекций, телевизионных и радио выступлений.

- Тина, у тебя большой опыт работы с детьми, у которых были попытки суицида. Скажи, когда ты стала замечать наплыв пациентов, чьи проблемы были связаны непосредственно с интернетом?

- Конечно же, это произошло с появлением социальных сетей, около десяти лет тому назад, и с каждым годом проблема становится более серьезной. Интернет стирает границы, и ворваться в чужую жизнь сегодня проще простого. Все стало доступным, стоит лишь повести пальцем по экрану или кликнуть мышью. В таких условиях меняется и наша реальность, возникают новые проблемы и вызовы, с которыми человечество пока не научилось справляться. Более 80% подростков проводит время в социальных сетях, и это уже часть их жизненного опыта, иногда очень трагичного.

К сожалению, в нашей стране нет адекватной статистики, но вот Американская ассоциация психиатрии в своем последнем отчете обозначила, что суицид стал второй по распространению причиной смертности среди подростков, и львиная доля здесь приходится как раз на социальные сети. Чаще всего подростки, решившие свести счеты с жизнью, подвергались буллингу. Вторая причина суицида - участие в так называемых «группах смерти».

Читать также: Статистика суицидов 2016: какие профессии толкают людей на самоубийство

- Начнем с буллинга… Проблема не новая, но с появлением интернета, она плавно перекочевала в сеть. Тина, чем же отличается реальный и виртуальный буллинг?

Суицид в сети: кибербуллинг и «группы смерти»

- Если говорить о переживаниях жертвы, то реальный и виртуальный буллинг практически не имеют отличий. Однако у виртуального буллинга есть свои особенности, которые делают его более опасной формой травли. Например, в интернете буллер за мгновение может распространить информацию о жертве на всю сеть. И если в реальной жизни ты можешь «дать сдачи» или, по крайней мере, пожаловаться на конкретного человека, то в виртуальном мире сделать это не так легко. Жертва может и не догадываться, кто над ней издевается и распространяет слухи. Это может быть и человек из ее окружения, но использующий другое имя. Проблема здесь в том, что ты под вымышленным именем можешь травить своих знакомых, и 99% вероятности, что это останется безнаказанным.

Не стоит сбрасывать со счетов и взламывание аккаунтов. Дети сегодня очень умные, и они с гаджетами на ты. Можно пробраться к личной переписке человека и выставить напоказ все то, что обычно скрывается от посторонних глаз. Неуравновешенная психика подростка реагирует на это очень болезненно, и ребенок может просто не пережить такого.

- Неужели нет никаких способов пресечь это?

- Хорошая новость в том, что последние годы на это стали обращать внимание. Например, в Facebook ты можешь пожаловаться, что стал объектом насилия. Ты просто нажимаешь соответствующую кнопку под оскорбительным постом, и, поверьте, соответствующие службы в Америке обработают этот запрос. В дела вмешиваются и правоохранительные органы, отделения киберполиции и другие службы правопорядка.

Кроме того, где-нибудь в США подросток, подвергающийся насилию, может спокойно пожаловаться об этом родителям или в школе. У нас это считается «ябедничеством». Это ужасное советское наследие, когда в таких случаях мы еще и умудряемся назвать жертву ябедой, а буллера считаем «славным парнем». В развитых странах существуют механизмы, защищающие ребенка от буллинга, и этим самым они решают огромную проблему, связанную с трудностями социальной адаптации таких детей в будущем.

В нашей стране, к сожалению, это пока не работает. Даже в том же Facebook по принципу геолокации в украинском сегменте (и на всем пространстве бывшего СССР) эти кнопки «тревоги» отсутствуют. Даже если вы укажите, что живете в США, но запрос будет идти из Украины, то максимум, что вы получите - это рекомендация обратиться в местные органы правопорядка.

- Тина, а откуда берутся буллеры? Почему вдруг у подростка возникает желание «травить»?

- Не только у подростка… Достаточно понаблюдать за игрой детей в песочнице. Ты увидишь, как одни дети отбирают игрушки у других, не спрашивая разрешения. Как бы это банально не звучало, но здесь мы имеем ситуацию, когда насилие порождает насилие. А все идет из семьи. Когда ребенок видит, что папа бьет или кричит на маму или детей (или мама бьет папу), то ребенок понимает, что единственный способ решения вопросов в семье это насилие. Я противник любой формы насилия, даже если речь идет о принудительном кормлении ребенка «любящими» мамами и бабушками. Когда мы такое совершаем с ребенком, то даем ему понять, что насилие может быть оправдано. Такие дети потом «выходят в социум» и отрабатывают принятую в семье модель на своих сверстниках. И нет разницы, это происходит в классе или на страницах соцсетей.

Ребенок, подвергающийся буллингу, замыкается, а в будущем его ожидают серьезные проблемы. К моему большому сожалению, такие дети будут страдать социальной тревогой или, что еже хуже, могут стать серийными убийцами. Они всю жизнь вынашивают план мести и среди своих жертв выбирают определенный типаж. В криминальной психиатрии эти явления хорошо изучены, и поэтому в Америке, Европе и других развитых странах к превенции буллинга относятся очень серьезно.

Суицид в сети: кибербуллинг и «группы смерти»

- Тина, что же делать, если твой ребенок стал жертвой буллинга?

- Все мы прекрасно знаем, что всегда проблему лучше предотвратить, чем бороться с ее последствиями. Основная задача родителей - не допускать этого! Здесь самое главное - разговаривать со своим ребенком и интересоваться его жизнью. Детям обязательно нужно рассказывать об опасностях, которые их подстерегают в реальной и виртуальной жизни. Постоянный контакт со своим ребенком создает атмосферу доверия, и когда у подростка действительно возникнут проблемы, то он не постесняется рассказать о них своим родителям, что бы это ни было. Всякий раз, как ваш ребенок приходит из школы, обязательно спрашивайте его, как прошел день. Обращайте внимание, не меняется ли его настроение.

К сожалению, в таких ситуациях мне больше приходится работать с родителями. Распространенная ситуация - ранняя беременность или вынесение буллерами на всеобщее обозрение личной жизни подростка… И вместо того, чтобы поддержать своего ребенка и сказать «Ничего страшного!», родители часто ухудшают и без того непростую ситуацию, упрекая и ругая детей. Когда становитесь рядом со своим ребенком, давая ему понять, что все нормально, то подросток успокаивается, и мы уменьшаем градус напряженности, что крайне важно в такой ситуации. И, конечно же, когда ребенок уже стал жертвой буллинга, то ему обязательно нужна помощь квалифицированного психолога.

Читать также: Почему люди идут на суицид и как избежать фатальной ошибки

Суицид в сети: кибербуллинг и «группы смерти»

- Тина, продолжая непростую тему суицида, то нельзя обойти стороной упомянутые тобой «группы смерти». Кто эти люди, и с какой целью они склоняют подростков к самоубийству?

- Начнем с того, что ничего нового в этом нет. Столетиями существуют секты, но с появлением интернета они распространяют свою деятельность и в сеть, чтобы охватить как можно больше людей. Это могут быть, например, сторонники Мальтуса, который считал, что убивая людей, мы решаем проблему перенаселенности. Эти люди не считают себя вполне нормальными и свято верят в то, что совершают благое дело. Вторая распространенная причина - религиозный фанатизм. Существует еще так называемый суицидальный пакт, когда люди, решившие покончить жизнь самоубийством, помогают друг другу совершить суицид.

Что касается лиц, которые чаще всего попадают в такие группы, то это подростки, одинокие люди и лица с очень серьезными заболеваниями, которые из-за поставленного диагноза решили самовольно уйти в мир иной.

- Давай остановимся подробнее на подростках. Как с ними работают в таких группах? На что идет воздействие?

- Почему подростки являются группой риска? Это физиология. В этом возрасте происходят серьезные гормональные изменения в организме, возникает первый экзистенциальный кризис… Именно в этом возрасте ребенок начинает задумываться о смысле жизни. Психика подростка очень лабильна и на нее очень легко оказать негативное воздействие.

А теперь представим, что в таком возрасте ребенок предоставлен сам себе. Родители с утра до ночи работают, а поговорить с сыном или дочерью просто не хватает времени. И вдруг у одинокого подростка появляется человек, который всегда с ним на связи. Он интересуется его жизнью и вроде понимает все его проблемы, в отличие от родителей, которые часто конфликтуют с детьми подросткового возраста. Ребенок входит в доверие, а дальше происходит его психологическая обработка, которая, к сожалению, если вовремя не принять меры, заканчивается суицидом.

Часто злоумышленники в сети используют различные уловки для подростков. Например, это может быть фан-клуб известного музыканта, который покончил с собой, и подростку внушают, что это хорошо. Они выкладывают видеозаписи, где рассказывают и показывают, как убить себя.

Суицид в сети: кибербуллинг и «группы смерти»

- Как родителям распознать, что ребенок в опасности?

- Мы часто спокойны за своих детей, которые сидят дома, а не часами пропадают на улице. При этом мы забываем, что у него есть компьютер, через который он в состоянии связаться с кем угодно.

Как заметить, что ребенок в опасности? Все начинается с изменения настроения и поведения. Ни в коем случае не пренебрегайте ребенком, когда он угрожает убить себя. Дети, которые задумали сделать это с собой, часто предупреждают своих близких, но никто не воспринимает их слова всерьез. Тревожный признак, когда ребенок начинает менять свой внешний вид, перестает ухаживать за собой или начинает раздавать свои вещи.

Конечно, все можно свалить на переходный возраст, но ни в коем случае не будьте столь самоуверенными. К сожалению, мы ни от чего не застрахованы, и здесь нужно проявлять бдительность.

- Контролировать ребенка?

- Да. Если родители замечают вышесказанные изменения, то с ребенком нужно поговорить и предупредить его о том, что вы опасаетесь за его жизнь и просто вынуждены контролировать его. Безусловно, здесь будут крики и слезы, но другого выхода, увы, нет.

- Тина, напоследок хотелось бы от тебя услышать несколько рекомендаций. Как нам справиться с этой проблемой?

- К моему большому сожалению, но в данном случае рассчитывать приходится только на себя. Государство нас не защитит. У нас даже нет элементарной культуры психологической поддержки в школах. С подростками никто не работает.

В такой ситуации совет только один - не будьте безразличными. И касается это не только родителей. Если вы увидели, что кто-то на своей странице в социальной сети написал о том, что он покончит с собой, пожалуйста, не «проходите» мимо, и ни в коем случае не ставьте «лайк» под таким постом. Обратитесь к человеку, предложите ему помощь или свяжитесь с его родными и друзьями. Сделайте что-то… Возможно, элементарное сообщение о помощи сможет спасти человека или, по крайней мере, выиграть драгоценное время.