Карпова С.А, Максимов Н.И., .Мультановский Б.Л., Павлова Л.Н. Ижевская государственная медицинская академия,

Цель исследования: Вариабельность ритма сердца (ВРС) считается достоверным маркером функционального состояния вегетативной нервной системы, поэтому изучение последней путем анализа параметров ВРС, в частности, их взаимосвязи с гемодинамикой при физической нагрузке при различных уровнях нормального артериального давления, является оправданным и может представлять практический интерес.

Материалы и методы. Исследовали ВРС у 60 мужчин 20-30 лет, из них у 30 человек (1-я группа) было нормальное АД, у 30 (2-я группа) — высокое нормальное АД (по классификации ВНОК, 2008). Из частотных показателей определяли мощности очень низких, низких и высоких частот, общую мощность спектра (ТР), индексы вагосимпатического взаимодействия (ИВСВ) и централизации (ИЦ), показатели относительной вагусной и сосудодвигательной активности (соответственно ПОВА и ПОАС), из временных показателей — среднеквадратичное отклонение интервалов RR(SDNN) и межинтервальных различий (RMSSD), долю смежных интервалов с различиями свыше 50 мс (pNN50), показатель относительной симпатической активности (ПОСА). Всем больным проведена велоэргометрическая проба (ВЭП), определялись толерантность к физической нагрузке (ТФН), хронотропный (ХРС) и инотропный (ИРС) резервы сердца, индексы эффективности прессорной реакции и гемодинамики (соответственно ИЭПР и ИЭГ).

Результаты. При анализе частотных показателей не выявлено достоверных различий между группами как по ТР, так и по мощности в отдельных диапазонах, ПОАС и ИЦ в группах также не различались; в то же время ИЦ в группе I был достоверно (р<0,05) ниже, а ПОВА — достоверно (р<0,05) выше, чем в группе 2. При анализе временных показателей не выявлено достоверных межгрупповых различий SDNN, RMSSD и pNN50, однако (ПОСА) в группе 2 был достоверно (р<0,05) выше, чем в группе I. При анализе результатов ВЭП не выявлено межгруповых различий ТФН и ХРС, в то же время ИРС в группе 1 был достоверно (р<0,05) ниже, чем в группе 2, а параметры, характеризующие реакцию сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, свидетельствовали о снижении ее гемодинамического обеспечения у обследованных с высоким нормальным АД, т.е. вгруппе 2, где ИЭПР и ИЭГ были достоверно ниже, чем в группе 1. При корреляционном анализе выявлена достоверная обратная зависимость между SDNN и ИРС.

Выводы. Полученные данные свидетельствуют о том, что у лиц с высоким нормальным АД имеются отличия регуляторных механизмов, сводящиеся к ослаблению автономных и усилению центральных влияний. Подобный дисбаланс регуляторных механизмов, по-видимому, имеет дезаптационный эффект, что проявляется в более выраженной реакции на физическую нагрузку. В то же время характер этих изменений, их роль в формировании АГ и прогностическая значимость требуют дальнейшего изучения.